Прецедент ТВ

Thursday, 28 November 2024

Аналитика 

«Мы об этом молились»: верующие смогут проводить церемонии у себя дома

Раньше за это грозил штраф до 20 тысяч рублей

На днях Конституционный суд России признал право собственников жилья сдавать квартиры для богослужений. В суде признали, что квартиры должны не только удовлетворять материальные потребности, но и духовные нужды хозяев. Об этом накануне расскази в издании РБК.

Поводом для решения послужило дело жительницы Ростова-на-Дону, которую оштрафовали на 10 тысяч рублей за то, что она разрешила Церкви христиан адвентистов седьмого четыре часа в неделю проводить в ее доме богослужения, обряды и церемонии. После судебных тяжб и многочисленных апелляций дело ростовчанки дошло до Конституционного суда. 

В итоге КС решил, что запретить богослужения можно только тогда, когда дом перестанет представлять собой жилое помещение. 

Редакция «Прецедента» пообщалась со специалистом в области недвижимости и представителями малочисленных конфессий, чтобы узнать о плюсах и минусах данной нормы.

«Под эту шарманку можно делать всё что угодно»

Не все приняли решение суда оптимистично: поводов для осторожного отношения к вопросу очень много. Месяц назад таможня Новосибирска изъяла запрещённую в России «Книгу мусульманина». По словам женщины, у которой и обнаружили книгу, «Крепость мусульманина» ей подарили друзья, и она не знала, что данная книга является запрещённой литературой. В Федеральном перечне экстремистских материалов указано, что 3 редакции этого произведения признаны судом в марте 2012-го экстремистскими материалами. На территории России с тех пор запрещено их производство, распространение и хранение в целях распространения.

Негативно отзывается о решении Конституционного суда и новосибирский аналитик рынка недвижимости Сергей Николаев. 

— У нас это не принято. А если и принято, то не по основным религиям. Это какие-то ответвления полусектантские организации. А по основным конфессиям, храм должен представлять из себя определённую архитектуру. В обычном доме в колокола не зазвонишь. Поэтому в принципе — это проблемное решение. Оно создаст определенные проблемы. И касаться это будет чаще всего частных домов: чтобы вести деятельность надо договариваться с соседями. Вряд ли это примет широкий масштаб. Лично я — не одобряю. Потому что во-первых под эту шарманку можно делать всё что угодно. Конечно, свобода — вещь хорошая, но не настолько. Даже с запретом секты проводили свои собрания. С другой стороны, будет легче контролировать то, что разрешено. Будет известно, где и что происходит. Тем более мы опасаемся разных экстремистских течений религиозных. Если это будет разрешено, то в частный дом уже просто так не ворвешься. Поэтому  если религиозная организация не может создать храм или молельный дом, то она мало популярна и зачем это всё? — рассказал корреспонденту «Прецедента» Николаев.

Конечно, иногда дело доходит и до смешного. Например в августе на всю страну прогремела реклама «божественной шаурмы». Тогда РПЦ настаивала, что реклама оскорбительна, но УФАС решил иначе.

«Мы об этом молились»

А вот представители малочисленных конфессий, наоборот, радуются открывшимся возможностям. Понятно, что общины, состоящие из десятка человек, не могут позволить себе отдельного помещения для служб. Да и добиться признания дома культовым зданием очень сложно. 

— Я пока не в курсе всех нюансов. Есть определенные детали, вызывающие вопросы. Мы будем консультироваться с юристами. Пока не знаю, радоваться нам, или нет. У нас не вызывает опасения, что люди будут проводить службы в квартирах. Есть и маленькие церкви: большие и маленькие. Есть группы, в которых всего пять человек, десять, пятнадцать. В таких случаях строить отдельное здание — накладно. Слишком дорого его содержать. Естественно, проводятся служения в жилых помещениях людей, которые предоставляют своё жильё. Поэтому для нас это положительное решение. Иначе у нас много церквей бы пострадали, если бы Конституционный суд решил иначе. Это очень востребованная практика. Дело в том, что получить статус культового здания очень сложно. Как правило большинство общин оборудуют частные дома для богослужений. Мы об этом молились, переживали. И это решение для нас положительно, — рассказал епископ объединения церквей христиан-баптистов Новосибирской области Андрей Мельников.

«Раньше был полный бред»

Оптимистично настроены и юристы, которым приходилось защищать права верующих в судах. Они рассказали, что тенденция подобных дел сильно выросла в 2018 году, но теперь есть шанс для быстрого урегулирования вопросов.

— Данная тенденция, по нарушению прав верующих со стороны правоохранительных органов, возникла примерно летом 2018 года. С тех пор Росреестр довольно большое количество протоколов составил, по делам об административных правонарушениях. Именно за то, что проводились богослужения в жилых домах, расположенных на земельных участках, которые не предназначены для религиозной деятельности. В основном это индивидуальное жилищное строительство, или личное подсобное хозяйство. Ситуация достигла уже предельной отметки: таких дел было очень много, что и побудило обратиться в конституционный суд. Я думаю, что теперь таких дел станет значительно меньше. Даже если они и будут, то у нас есть решение КС, и в обычных судах будет проще доказать нашу правоту. Кроме того, как отметил КС, это постановление является основанием для пересмотра ранее вынесенных решений. Я полагаю, что можно будет обратиться в суд о пересмотре аналогичных постановлений. У них у всех была примерно одинаковая схема. Мы решением очень довольны. КС всё подробно изложил. Это большой плюс для верующих. Во время судов говорилось, что на время проведения служб надо землю переводить в статус территории для религиозной деятельности. А в то время, когда церемоний нет — обратно, в разряд земли для садоводства и жизни. Это был полный бред! А если здание было переобуродование в культовое, то да, это будет нарушение, — рассказал «Прецеденту» адвокат «Славянского правового центра г. Москвы» Владимир Озолин.

Среди новосибирских верующих немало любителей оскорбиться. Самым громким скандалом, пожалуй, стало снятие постановки оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер», когда прокуратура пошла на поводу у так называемых православных активистов. По ссылке — интервью с режиссёром Тангейзера Тимофеем Кулябиным, оскорбившим бывшего новосибирского митрополита Тихона. 

Один из лидеров православных активистов Юрий Задоя по-прежнему увлечённо оскорбляется. Сейчас он пытается взыскать с 6 редакций СМИ по 300 000 рублей за оскорбившие его публикации о параде зомби и добивается опровержения от журналистов. В телефонном разговоре с корреспондентом программы он воздержался от комментариев. 

Страница 1 из 472  >  >>|

© 2000-2024 Прецедент ТВ